четверг, 25 февраля 2016 г.

Ода шведской библиотеке и неМного детских воспоминаний

Я вас обманула – вступление будет большое  – воспоминания о библиотеках моего детства.

О том, как я люблю библиотеки, знают только те друзья, с которыми я выросла. Они знают, потому что у нас с ними были общие интересы и общие страсти и привязанности. Например, эти неописуемые чувства к библиотекам. Любить и бояться… Да, библиотеки у меня и у моих милых девочек всегда вызывали двойственные чувства – страх и страсть, любовь и отторжение, радость и печаль… Ничего лучше не рисовало мое скупое воображение кроме такой картины: вот иду я со школы в унылый осенний день, захожу в библиотеку, беру интересную книгу и обязательно парочку журналов, прихожу домой, обедаю, завариваю литровую чашку чая и сажусь читать… Как же чудесно!


Но вот беда – в двух библиотеках, в которых я была прописана по месту жительства, практически никогда не удавалось уйти без неприятного осадка… Спасибо нашим библиотекарем. Они всегда находили «доброе» слово, замечание, пожелание или просто делились суждениями о наших, недетских литературных вкусах, или выдвигали предположение, что книжек мы берем слишком много и читать их не успеваем. Вот скоро формуляр закончится, а новых не предвидится, что потом с нами делать?

И лишь одна библиотекарь нам нравилась. Интеллигентная женщина с длинными русыми волосами и тихим мягким голосом. Бывало, подходим к библиотеке, заглядываем в окно – ой, она, как хорошо, можно идти. Она, конечно, тоже нам не улыбалась, но относилась уважительно.

Вот вспоминаю все это и думаю – как у меня вообще не пропало желание читать? Я помню, несколько раз сидела там в читальном зале под строгим взглядом библиотекарши – и не то, что листать книжку, пошевельнуться боялась. И думала – ах, тетенька, знали бы вы, какая я хорошая девочка и как замечательно учусь в школе, вы бы так на меня не смотрели.
Ну, в общем, столкнувшись с библиотеками в студенческой жизни, я тоже радости не получила. Наоборот – после нескольких походов в Дом Учителя желание ходить по библиотекам у меня пропало окончательно.

И вот я переехала в Стокгольм и сразу же заметила библиотеку неподалеку от своего первого дома. Смотрела, вздыхала, но войти не решилась. Потом переехала, пошла на курсы SFI, и в библиотеку всё же пойти пришлось.

Шведские библиотеки, это нечто, друзья мои.

В шведскую библиотеку я влюбилась раз и навсегда.

Итак, оказалось, что зарегистрироваться в библиотеке можно абсолютно бесплатно. Ты заполняешь анкету и тебе выдают карточку, с помощью которой ты можешь брать книги во всех библиотеках Стокгольма. А эти библиотеки…. Какие же они уютные, милые! Вот правда, в них царит атмосфера добра. 



Даже, если у тебя нет карточки, ты можешь просто прийти, взять понравившуюся книжку, сесть в уютное кресло у окна, и наслаждаться чтением. И никто не спросит тебя ни о чем – читает человек, разве можно его тревожить?

Библиотек в Стокгольме много, я пока была в четырех. Во всех есть детские комнаты, у входа – парковки для колясок. Мамочки приходят сюда даже с самыми маленькими детками. Пока малыши спят, они читают. Или просто тусуются. Ребенок проснулся, можно покормить его в тепле. Ребенка постарше можно «запустить» в детскую комнату. В общем, я заметила, шведские мамы тоже любят библиотеки.

В библиотеке Стокгольма ты можешь заказать нужную книжку, эта услуга платная, но стоит всего лишь 10 крон. Оплачиваешь, когда забираешь. То есть, когда книгу доставили в твою библиотеку, тебе приходит смс, ты приходишь, платишь 10 крон, получаешь книжку. Но за тобой всегда остается право спросить, в какой из библиотек можно взять нужную тебе книжку и поехать забрать ее самому бесплатно. 



Есть электронная библиотека. Например, однажды мне нужно было найти достаточно редкую книгу. В библиотеке она оказалась только в электронном варианте. Мне открыли доступ к этой книге на 26 дней, с возможностью продления. Я загрузила её на компьютер и на Kindle.
Но самое интересное – впереди. Некоторые библиотеки открыты до 21.00, хотя библиотекари работают часов до 17.00. Чтобы легально проникать в библиотеки по вечерам, нужно подписать договор, в котором ты подтверждаешь, что ты знаком с правилами библиотеки и обязуешься никого лишнего туда не пускать. Так, ты получаешь доступ ко входу в библиотеку в нерабочее время.

На входе ты набираешь свой пин, заходишь в библиотеку, находишь нужную книгу, сканируешь ее, сканируешь свою карточку и получаешь чек, в котором указана дата – когда ты книгу взял, и когда ее желательно вернуть. И всё. И это так просто и удобно, но, тем не менее, для меня все еще удивительно.

Сейчас я хожу в библиотеки с огромным удовольствием и люблю их всей душой. И предвкушаю новые встречи с другими библиотеками Швеции. В следующий раз сделаю больше фотографий :)


1 комментарий:

  1. Я тоже обожаю Шведские библиотеки!!! А у нас в Уппсале не нужно платить за доставленную книгу просто заказываешь и когда прийдет смс идёшь берёшь свой заказ

    ОтветитьУдалить